Оформлением пенсии обычно занимается сам сотрудник. А что требуется от работодателя? Нужно ли заранее подавать в Управление ПФР списки будущих пенсионеров и документы, необходимые для назначения пенсии? Или обязанности организации ограничиваются представлением в Управление ПФР на будущего пенсионера запрошенной им формы СЗВ-СТАЖ?
Оформление пенсии — это традиционно забота, а нередко и головная боль самого будущего пенсионера. Но определенные обязанности возникают в связи с этим и у работодателей. Например, в части представления в Управление ПФР формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» по просьбе сотрудника.
За назначением пенсии граждане часто обращаются лично. Но одним из важнейших направлений деятельности Управления ПФР, связанных с назначением пенсий гражданам, является создание условий, не требующих посещения будущими пенсионерами клиентских служб. В связи с этим мы уделяем большое внимание заблаговременной работе с застрахованными лицами предпенсионного возраста. В частности, формированию сведений об их пенсионных правах.
Для повышения эффективности заблаговременной работы Управление ПФР приглашает страхователей к взаимному сотрудничеству. Оно предполагает представление документов для назначения пенсии в электронном виде на работников организации. Страхователи, заключившие соглашения о таком электронном документообороте, обязаны подавать в Управление ПФР список работников, имеющих право на пенсионное обеспечение (в том числе на досрочное) в ближайшие 12 месяцев. Кроме того, не позднее чем за 6 месяцев до возникновения у работника права на назначение пенсии организации, заключившие такие соглашения, представляют в Управление ПФР имеющиеся в их распоряжении документы, необходимые для назначения пенсии.
А если у организации есть работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение, также дополнительно представляется Перечень рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает гражданам право на досрочное назначение страховой пенсии по старости а также документы, подтверждающие стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Конечно, такие сведения и документы представляются только в отношении работников, которые письменно выразили свое согласие на обработку и направление в Управление ПФР своих персональных данных. Документы на потенциальных пенсионеров страхователи передают по защищенным каналам связи, с использованием того же программного средства, что и для передачи отчетности в Управление ПФР по страховым взносам.
Управление обрабатывает представленные документы, проводит их правовую оценку и в конечном счете формирует макеты электронных выплатных дел. Заблаговременная работа, проводимая при сотрудничестве страхователей, позволяет обеспечить полноту учета сведений о пенсионных правах застрахованных лиц и достоверность документов, представляемых для назначения пенсии.
Управление завершает проведение заблаговременной работы не менее чем за месяц до возникновения права на пенсию. И это позволяет сократить сроки рассмотрения заявлений о назначении трудовых пенсий.
Управление ПФР приглашает к взаимному сотрудничеству всех страхователей, независимо от численности работников. Если работодатель готов сотрудничать, с ним заключается соглашение о добровольном сотрудничестве в части представления документов для назначения пенсии в электронном виде по защищенным каналам связи на работников этой организации.
Сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, организации часто вынуждены отпускать в рабочее время для сбора и подачи документов для назначения пенсии. Если эти документы в электронном виде представит сам работодатель, в таких отлучках работника не будет необходимости.
Кроме того, заключение соглашения о представлении документов для назначения пенсии положительно скажется на имидже организации, выгодно подчеркнет ее социальную ответственность.
В настоящее время пенсионным законодательством работодателю предоставлено право обращаться за установлением страховой пенсии по старости на работников с их письменного согласия. В рамках электронного взаимодействия с Управлением ПФР организации могут направить заявления и документы для назначения пенсии на своих сотрудников. В том числе и на тех, с которыми проведена заблаговременная работа. Документы и заявления о назначении пенсии и о доставке пенсии могут быть представлены не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста гражданином.
Организация, которая не заключала с Управлением ПФР дополнительное соглашение о представлении документов для назначения пенсии, вправе отказать работнику в подаче в ПФР его заявления о назначении пенсии.
Работодатель может выступить в роли посредника между сотрудником и Управлением ПФР, если соглашение о пенсионном электронном документообороте не заключено. В этом случае уполномоченный сотрудник страхователя вправе представить в Управление ПФР заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, а также заявление о доставке пенсии на бумажном носителе.
При этом с заявлениями и документами обязательно надо представить:
— письменное согласие гражданина на подачу его заявления страхователем;
— документ, подтверждающий, что гражданин состоит в трудовых отношениях с организацией;
— документ, удостоверяющий личность уполномоченного сотрудника страхователя;
— доверенность на уполномоченного сотрудника организации (копию приказа или выписку из него о возложении обязанностей на уполномоченного сотрудника либо копию его должностной инструкции, заверенные в установленном порядке).
Тел. Для справок: (495)993-91-50, (22)7-90-52.